Система охлаждения двигателя

Надежная и безаварийная работа ДВС (двигателя внутреннего сгорания) не может быть осуществлена без системы охлаждения. Основное предназначение данной системы, это отвод избыточного тепла от двигателя и предохранение его от перегрева.

Однако в системах современных автомобилей она выполняет и другие функции: 

1.    охлаждает масло системы смазки;
2.    охлаждает воздух, циркулирующий в системе турбонаддува;
3.    охлаждает отработавшие газы в системе их рециркуляции;
4.    охлаждает рабочую жидкость автоматической коробки передач;
5.    нагревает воздух, циркулирующий в системах вентиляции, отопления и кондиционирования.


Устройство и принципиальная схема системы охлаждения двигателя (как дизельного, так и бензинового) включает в себя работу следующих компонентов:
1.    радиатора с вентилятором (электрическим, механическим или гидравлическим);
2.    радиатора отопителя («печки») с электрическим вентилятором;
3.    рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока;
4.    термостата;
5.    циркуляционного (водяного) насоса («помпы»);
6.    расширительного бачка;
7.    крана радиатора «печки»;
8.    соединительных патрубков и шлангов.


В качестве охлаждающей жидкости может использоваться вода, тосол и антифриз.   Система охлаждения подавляющего числа автомобилей использует антифриз, как более оптимальный вариант, из-за хорошего соотношения стоимости и функциональных характеристик.
Принцип функционирования системы охлаждения двигателя (и бензинового, и дизельного) весьма прост и основан на целенаправленной циркуляции охлаждающей жидкости. Охлаждающая жидкость, забирая тепло у деталей двигателя под воздействием давления, создаваемого водяным насосом, начинает циркулировать по системе, осуществляя теплообмен. 
Контроль за состоянием системы охлаждения – это необходимое условие комфортного движения на транспортном средстве. Несмотря на то, что неисправности указанной системы не запрещают эксплуатации автомобиля, водитель должен понимать опасность перспективы выхода ее из строя. Перегрев двигателя, более чем возможный в теплое время года, и недостаточный обогрев салона автомобиля в зимнюю пору приводит к необходимости ремонта, порой весьма дорогостоящего.
Соблюдение элементарных правил эксплуатации системы охлаждения двигателя позволит избежать, вовремя предупредить или минимизировать воздействие неисправностей на нормальную работу автомобиля.